|
|
Анализ причин, влияющих на процесс образования трещин в шпангоутном катодном кожухе.
С.Н.Ахмедов, В.В.Тихомиров, Б.С.Громов, Р.В.Пак, А.И.Огурцов
Опыт промышленной эксплуатации металлоконструкций шпангоутных катодных кожухов
на алюминиевых заводах выявил некоторые закономерности, связанные с нарушением их целостности.
На конструктивных элементах металлоконструкций характерно появление трещин, которые можно
классифицировать по двум основным типам:
- трещины на ребрах шпангоутов;
- трещины на корпусе обечайки по продольным сторонам и торцевым сторонам.
Образование трещин на металлоконструкциях не приводят к аварийной остановке электролизера
или немедленному снижению технико-экономических показателей работы электролизера. Однако, характер и
условия образования трещин могут дать информацию о состоянии футеровки катодного устройства, условиях
монтажа и эффективности заложенных конструктивных решений.
Натурные наблюдения за образованием трещин на металлоконструкциях катодных шпангоутных
кожухов дают основания к поиску расчетных методов анализа причин их образования. Нами моделировались
условия трещинообразования на примере цельносварного катодного кожуха шпангоутного типа для
электролизера с обожженными анодами на силу тока 130 кА.
В качестве возможных причин возникновения и распространения
трещин рассматривались следующие причины:
|
1. изменение температуры окружающего воздуха в диапазоне от минус
350°С до плюс 250°С;
2. протечки расплава, попадающие на внутренние стороны продольных стенок кожуха
в районе скругления ребер шпангоутов (температура расплава принималась равной 960°С);
3. условия закрепления катодного кожуха на строительных конструкциях. |
Влияние каждого из перечисленных факторов анализировалось по отдельности.
Во всех случаях в качестве объекта исследования использовалась
одна и та же "базовая" модель кожуха.
Результаты численного моделирования, отражающие изменения
напряженно-деформированного состояния отдельных элементов модели, вызванные
варьированием температуры внешней среды, приведены в таблице 1.
В качестве параметров, оценивающих прочностные свойства металлоконструкции,
применялись параметры, введенные в работе [1]: мера пластичности µσ,
определяющая долю областей (в процентном отношении) данного элемента кожуха,
подверженных пластической деформации, и максимальная интенсивность пластических
деформаций εimax, характеризующая вероятность разрушения этого элемента.
Приведенные в таблице данные позволяют сделать ряд выводов.
Прежде всего, обращает на себя внимание достаточно слабая зависимость от
температуры окружающей среды прочностных параметров элементов кожуха
(стенок, полок торцевых поясов, ребер опор и др.). Вместе с тем, условия эксплуатации
катодного кожуха при отрицательных внешних температурах являются более жесткими, поскольку
приводят к некоторому возрастанию оценочных параметров для этих элементов конструкции.
Так, при повышении температуры воздуха от - 350С до +250С мера пластичности обечайки,
а также стенок ванны, убывает всего на 3,1%, а максимальная интенсивность пластических
деформаций при этом колеблется в пределах 11%. При температуре окружающего воздуха минус
350°С на ребрах шпангоутов максимум интенсивности напряжений (параметр Мизеса)
превышает аналогичную величину при температуре воздуха +250°С, только на 6%.
Поэтому сезонные колебания температуры внешней среды вряд ли могут существенно влиять
на процесс образования трещин в катодном кожухе.
Исследуя вопрос о причинах образования трещин, наиболее часто
наблюдаемых на практике в местах внутренних скруглений ребер шпангоутов,
следует иметь в виду, что рассматриваемые области шпангоутов в силу малости радиусов
кривизны скруглений представляют собой концентраторы напряжений. Это подтверждается
и расчетным путем при комплексном моделировании напряженно-деформированного состояния
катодного устройства в целом [2] в условиях его идеальной работы (без протечек).
Резкое возрастание термических нагрузок при протечках расплава, должно приводить
к еще большему уровню напряжений и деформаций в указанных областях. Принимая во
внимание, что материал в зонах внутренних скруглений ребер шпангоутов находится
в условиях растяжения, наличие протечек будет способствовать образованию и распространению
в нем трещин нормального разрыва.
Температура воздуха |
Прочностные параметры |
Элементы кожуха |
Стенки кожуха |
Бортовой лист |
Торцевые пояса |
Полки поясов |
Ребра опор |
Торцевые стойки |
-35°C |
µσ(%) |
15.5 |
26.8 |
0.76 |
15.5 |
14.6 |
1.38 |
εimax(%) |
0.588 |
0.376 |
0.0051 |
0.180 |
0.531 |
0.074 |
-15°C |
µσ(%) |
15.3 |
24.6 |
1.39 |
15.0 |
14.7 |
2.12 |
εimax(%) |
0.566 |
0.291 |
0.011 |
0.166 |
0.612 |
0.099 |
5°C |
µσ(%) |
15.2 |
23.5 |
2.20 |
14.3 |
15.1 |
23.1 |
εimax(%) |
0.552 |
0.237 |
0.021 |
0.157 |
0.684 |
0.12 |
25°C |
µσ(%) |
15.0 |
20.2 |
2.54 |
13.9 |
15.5 |
2.78 |
εimax(%) |
0.520 |
0.138 |
0.034 |
0.140 |
0.764 |
0.15 |
|
Для моделирования такой аварийной ситуации использовалась следующая упрощенная
схема расчета. В математической модели протечка расплава имитировалась приложением дополнительного
поля температуры, локализованного в области скругления продольной стенки кожуха. Предполагалось,
что это тепловое пятно имеет постоянное значение температуры, равное 960°С, и располагается
симметричным образом относительно центрального шпангоута. Иными словами, для катодного кожуха
шпангоутного типа решалась стационарная термоупругопластическая задача, в которой температурное
поле имеет ярко выраженный локальный максимум температуры, обусловленный протечкой металла и
электролита.
Результаты модельного анализа показывают, что изменение напряженно-деформированного
состояния, возникающее в результате протечки расплава, носит локальный характер, т.е. проявляется,
в основном, в области попадания протечки на поверхность обечайки, а также в достаточно малой ее
окрестности. В этой локальной зоне происходит резкое возрастание уровня напряжений и деформаций.
На ребре шпангоута, расположенном в зоне протечки расплава, сталь переходит в пластическое состояние
(рисунок 2), даже если в условиях безаварийной ситуации уровень напряжений в этой части ребра был
относительно низким и не достигал предела текучести. Возникающие при этом пластические деформации
имеют абсолютный максимум интенсивности для всей металлоконструкции в целом. Отсюда вытекает,
что протечки металла и электролита значительно ухудшают прочностные качества элементов катодного
кожуха и тем самым способствуют образованию трещин.
Систематические наблюдения за промышленной эксплуатацией шпангоутных кожухов дают
основание полагать, что трещины, образующиеся на металлоконструкции кожуха, возникают не только
из-за температурных перегрузок при протечках металла и электролита. Достаточно часто отдельные
части корпусов металлоконструкций, которые раскалялись до малинового цвета при протечках металла
и электролита не имели трещин при последующем охлаждении. Напротив, при отсутствии видимых признаков
повышения температуры металлоконструкций спонтанно возникали
трещины в характерных областях кожухов.
Исходя из общих принципов работы кожуха в напряженно-деформированном состоянии,
можно полагать, что ограничения в свободном перемещении отдельных частей металлоконструкции
приводят к дополнительно возникающим в них усилиям. Нами было высказано предположение о влиянии
на напряженно-деформированное состояние условий закрепления опор катодного кожуха на
подкатодных балках. Рассматривались несколько вариантов закрепления катодного кожуха:
|
1. свободное опирание кожуха на четырех торцевых опорных площадках,
при котором фиксировались вертикальные перемещения этих площадок;
2. жесткое закрепление кожуха на четырех торцевых опорных площадках,
при котором фиксировались перемещения этих площадок в трех направлениях (условия жесткой заделки);
3. закрепление путем сварки центральных шпангоутов кожуха на двух подкатодных
балках (по ширине полок балок) при жесткой заделке четырех торцевых опорных площадок на строительных
конструкциях;
4. закрепление путем сварки третьих шпангоутов кожуха (от поперечной оси
симметрии) на двух подкатодных балках (по ширине полок балок) при жесткой заделке четырех
торцевых опорных площадок на строительных конструкциях.
|
Расчетные значения перемещений контрольных точек кожуха для рассматриваемых
случаев его закрепления представлены в таблице 2.
№ |
Способ закрепления кожуха |
Перемещения контрольных точек |
U1 (мм) |
U2 (мм) |
U3 (мм) |
1 |
Свободное опирание кожуха на четырех опорных площадках |
16,0 |
13,8 |
16,1 |
2 |
Жесткая заделка торцевых опорных площадок |
17,5 |
13,9 |
18,0 |
3 |
Закрепление центральных шпангоутов |
14,9 |
13,8 |
9,4* |
4 |
Закрепление третьих от поперечной оси симметрии шпангоутов |
16,0 |
13,6 |
10,8 |
|
Здесь U1 и U2 - максимальные
прогибы торцевой продольной стенок соответственно на уровне
середины борта; U3 - максимальный прогиб днища в его центре;
звездочкой отмечен максимальный прогиб днища на уровне третьего шпангоута.
Приведенные данные показывают, что максимальный прогиб
продольной стенки не зависит от способа закрепления опор металлоконструкции.
Деформация торцевых стенок металлоконструкции в большей степени зависит от способа
закрепления опор металлоконструкции. Так, судя по параметру U1, жесткая заделка
торцовых опорных площадок (вариант 2) приводит к наибольшей деформации торцевых стенок.
Для вариантов 1 и 3 перемещения торцевых стенок одинаковы.
Анализ поведения контрольных точек на днище свидетельствует о максимальном
перемещении днища при жесткой заделке опор (вариант 2) и предсказуемых малых перемещениях
днища в случае закрепления шпангоутов в центральной части металлоконструкции (варианты 3 и 4).
Данные таблицы 2 дают лишь предварительную информацию о влиянии способов закрепления
опор на напряженно-деформированное состояние кожуха.
В таблице 3 представлены значения меры пластичности (µσ) и максимальной интенсивности пластических деформаций (εimax) для отдельных элементов катодного кожуха, на основании которых детализируется влияние способов закрепления опор на напряженно-деформированное состояние металлоконструкции.
Номер варианта |
Прочностные параметры |
Элементы кожуха |
Стенки кожуха |
Бортовой лист |
Торцевые пояса |
Полки поясов |
Ребра опор |
Торцевые стойки |
1 |
µσ(%) |
15,2 |
0,0 |
23,5 |
2,20 |
14,3 |
15,1 |
εimax(%) |
0,552 |
0,0 |
0,237 |
0,021 |
0,157 |
0,684 |
2 |
µσ(%) |
15,3 |
0,0 |
26,3 |
3,69 |
23,3 |
18,1 |
εimax(%) |
0,565 |
0,0 |
0,304 |
0,036 |
0,175 |
0,960 |
3 |
µσ(%) |
26,1 |
3,34 |
20,4 |
2,20 |
21,2 |
27,2 |
εimax(%) |
0,558 |
0,652 |
0,181 |
0,014 |
0,166 |
0,350 |
4 |
µσ(%) |
22,2 |
3,42 |
23,5 |
2,20 |
19,4 |
26,3 |
εimax(%) |
0,548 |
0,718 |
0,148 |
0,0099 |
0,161 |
0,343 |
|
Представленные результаты показывают, что в случае свободного опирания кожуха
на четыре опорных площадки (вариант 1) параметры ms и eimax имеют наименьшие значения.
При фиксации всех перемещений в точках опорных площадок (вариант 2) параметры
µσ и εimax несколько возрастают для всех элементов кожуха.
Особенно заметный рост наблюдается на полках торцевых коробчатых балок. На стенках кожуха изменение
способа закрепления опор (в вариантах 1 и 2) металлоконструкции сказывается крайне незначительно.
Ребра шпангоутов в рамках модели катодного кожуха с задаваемыми нагрузками [2] "работают"
в области упругих деформаций.
Картина меняется при закреплении шпангоутов кожуха с помощью сварки на подкатодных
балках (варианты 3 и 4). В этих случаях происходит резкое возрастание областей пластического
течения на стенках ванны, наиболее заметное в варианте приваривания центральных шпангоутов (рисунок 3).
Кроме того, при этом на ребрах шпангоутов в местах сварки возникают зоны, интенсивность
пластических деформаций в которых будет максимальной для всего кожуха в целом.
Совместный анализ таблиц 2 и 3 позволяет сделать вывод, что вариант свободного
опирания кожуха на четыре опоры (вариант 1) позволяет избежать дополнительных усилий в
металлоконструкции кожуха, которые возникают при ограничении перемещений кожуха в случае
закрепления его опор (варианты 2, 3, 4).
На заводах транспортировка катодных устройств из цехов капитального ремонта
в корпуса электролиза производится вместе с подкатодными балками. Чтобы осуществить перегрузку
и установку подкатодных балок большой массы монтажники приваривают их к металлоконструкциям кожухов,
как правило, по торцевым опорным площадкам (вариант 2) или в районе центральных шпангоутов
(варианты 3, 4). После установки катодных устройств в корпусе электролиза временная
приварка должна быть устранена. Нарушение этого правила, т.е. фактическое закрепление
катодных кожухов, как показывают приведенные расчеты, негативно сказывается на
напряженно-деформированном состоянии и способствует образованию трещин на корпусе шпангоутного кожуха.
Выводы:
|
1. Важным фактором, влияющим на процесс образования трещин на ребрах шпангоутов
катодного кожуха, являются протечки расплавленного алюминия и электролита в футеровке катодного
устройства.
2. Существенную роль в возникновении трещин на корпусе шпангоутного кожуха
играют закрепления путем сварки опорных площадок или центральных шпангоутов на подкатодных балках.
|
Список литературы:
|
1. В.В.Тихомиров, С.Н.Ахмедов, Б.С.Громов, Р.В.Пак, Ю.В.Борисоглебский.
Выбор параметров в прочностных расчетах катодных кожухов алюминиевых электролизеров.
//Цветные металлы, №1, 2003, стр. ____.
2. В.В.Тихомиров, С.Н.Ахмедов, Б.С.Громов, Р.В.Пак. Обзор методов
расчета прочностных характеристик катодных устройств алюминиевых электролизеров.
// Цветные металлы, №2, 2003, стр. ____.
|
РЕФЕРАТ
Определено влияния температуры окружающего воздуха, протечек электролита и металла в футеровку, условий закрепления катодного кожуха на подкатодных балках на процесс образования трещин в шпангоутном кожухе. Установлено, что на процесс трещинообразования влияют в основном протечки электролита и металла, а также жесткое крепление шпангоутов и опор к подкатодной балке.
|
|